Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период с....по...я проходил (а) проектную практику (проектно – технологическую практику) на базе МАОУ СШ №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н. (Красноярский край, г. Красноярск).
Цель практики: овладение трудовыми действиями в рамках трудовых функций педагога-психолога: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации; Психологическая диагностика детей и обучающихся, Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса; Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях), также студенты учатся решению типовых профессиональных задач.
Проектно – технологическая практика направлена на выполнение следующих заданий:
1) Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики.
2) Проектировка учебного исследования для обучающихся.
3) Проведение диагностического обследования обучающихся с целью анализа динамики психического развития, определение детей, нуждающихся в психологической помощи.
4) Составление психолого-педагогического заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) о проблемах личностного и социального развития детей.
5) Организация и совместное осуществление с педагогами, учителями - дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных дефицитов в ходе диагностического обследования обучающихся.
6) Проведение просветительской работы с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка (Памятка/буклет/ролик для родителей).
7) Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций по окончанию прохождения практики.
8) Формирование отчетной документации.
ЗАДАНИЕ 1. ПРОВЕДЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА НАЧАЛО ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ № 1
Обучающийся
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы Практическая психология в образовании
Компетенции бакалавра
(формируемые компетенции) Уровень овладения (после практики)
пороговый базовый продвинутый
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ информации и применять системный подход для решения поставленных задач. +
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений. +
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовать свою роль в команде. +
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. +
УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности , в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. +
ОПК-1 Способен осуществлять
Профессиональную деятельность в
соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; +
ОПК-3 Способен организовывать
совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными
потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. +
ОПК-4 Способен осуществлять духовно – нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей. +
ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении. +
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогически технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. +
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. +
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний. +
ПК-1 Способен организовывать и проводить психологическое просвещение субъектов образовательного процесса по вопросам обучения, развития и воспитания. +
ПК-2 Способен осуществлять психолого-педагогическую диагностику результатов обучения и личностного развития детей и обучающихся, в том числе детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья +
ПК-3 Способен осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми и обучающимися, в том числе детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с применением стандартных методов и технологий на основе результатов психолого-педагогической диагностики. +
ПК-4 Способен организовывать и проводить психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. +
ПК-5 Способен реализовывать индивидуально-личностные образовательные маршруты детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями
Здоровья. +
ПК-6 Способен планировать и реализовывать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению психологического здоровья субъектов образовательного процесса. +
ПК-7 Способен к организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. +
ПК-8 Способен к участию в коллективной работе по проектированию и реализации программ развития и воспитания обучающихся. +
Самоанализ сформированности профессиональных компетенций
Считаем, что все указанные компетенции сформированы на базовом уровне, так как содержание индикаторов компетенций говорит о том, что необходимо практически уметь проектировать учебное исследование для обучающихся, проводить диагностическое обследование обучающихся с целью анализа динамики психического развития, определение детей, нуждающихся в психологической помощи, составлять психолого-педагогическое заключение по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) о проблемах личностного и социального развития детей, организовывать и совместно осуществлять с педагогами, учителями - дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных дефицитов в ходе диагностического обследования обучающихся, проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями)
ЗАДАНИЕ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Материалы проектной деятельности.
Таблица 1. Материалы проектной деятельности
Тема проектного исследования Экзаменационный стресс
Соответствие возрастным особенностям обучающихся Соответствует возрасту обучающихся в 9 классах, готовящихся к прохождению государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена
Представление основных этапов учебного исследования 1) Изучение теоретических основ экзаменационного стресса.
2) Проведение диагностики обучающихся на уровень проявления экзаменационного стресса.
3) Составление рекомендательной памятки для девятиклассников с целью преодоления стрессовой ситуации.
Формулировка целей, задач и гипотезы исследования Цель исследования: практическая отработка с девятиклассниками навыков преодоления стресса.
Задачи:
1) Формирование знаний о специфике подготовки к ОГЭ.
2) Обучение выпускников проведению самодиагностики для определения уровня тревожного состояния.
3) Обучение выпускников приёмам самомотивации.
Подготовка исследовательских заданий для обучающихся 1) Поиск материала для теоретико – методологической части исследования.
2) Поиск инструментальных методик.
3) Проведение методик.
4) Разработка информационной памятки.
Возможность включения исследования в урочную (внеурочную) деятельность Материалы могут быть включены в программу внеурочной деятельности по профориентации.
Представление форм включения обучающихся в исследовательскую работу Групповая и индивидуальная формы исследовательской работы.
Разработка форм и способов представления результатов исследования Информационная памятка по преодолению стресса во время экзаменов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абылкасымова, А. О. Проблемы психологической незащищенности учащихся школ в условиях современного общества / А. О. Абылкасымова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2022. – № 2. – С. 164-168.
2. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО: учебное пособие: [12+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 116 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598995/
3. Божович, Е. Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков / Е. Д. Божович // Психологическая наука и образование. – 2007. – Т. 12, № 2. – С. 5-15.
4. Василевская, Е. А. Конфликтность подростков в контексте самореализации / Е. А. Василевская, В. Г. Фролова // Самореализация личности в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 25 февраля 2016 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. – С. 120-127.
5. Ведлер, О. В. Система работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ в современной школе / О. В. Ведлер, Л. В. Белозерова, Е. А. Овчинникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 ноября 2023 года. – Пенза: ИП Гуляев Г.Ю., 2023. – С. 91-93.
6. Ведлер, О. В. Специфика применения восстановительного подхода в работе классного руководителя и педагога-психолога школы / О. В. Ведлер, Е. А. Иглина // Актуальные тренды в науке и образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 08 января 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 201-203.
7. Вишнякова, Ю. Д. Психологическая готовность обучающихся в процессе профессиональной подготовки в области психологии образования / Ю. Д. Вишнякова // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : Материалы конференции, Краснодар, 01 февраля – 30 2019 года. Том Часть 1. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 157 – 170.
8. Волкова, Т. В. Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов: учебно-методическое пособие: [12+] / Т. В. Волкова, Т. Т. Котович. – Москва: Творческий центр Сфера, 2022. – 112 с.: табл. – (Управление детским садом). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=694512/
9. Иванова, Н. Н. Психология образования в современных условиях модернизации образования / Н. Н. Иванова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и практических психологов с международным участием, посвященной памяти профессора И.П. Чабыева, Якутск, 23 апреля 2021 года. Том Выпуск 10. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 95-97.
10. И. М. Современная деятельность педагога-психолога в школе (из опыта работы) / И. М. Игнатьева // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 06 октября 2022 года. – Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. – С. 30-35.
11. Колосова, Н. В. Конфликтность подростков и ее роль в возникновении педагогического конфликта / Н. В. Колосова, М. Ю. Овсяникова // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ вопросы ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 10 декабря 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том 1. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 263-265.
12. Крулехт, В. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Крулехт; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010. – 137 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272170/
13. Михайлик, Е. В. Особенности конфликтности подростков при различных типах темперамента / Е. В. Михайлик, А. С. Куликова // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Прага, 27 февраля 2015 года / Ответственный редактор Уварина Н.В.. Том Часть 1. – Прага: World Press, 2015. – С. 311-315.
14. Пищалина, А. А. Исследование особенностей конфликтности у современных подростков / А. А. Пищалина // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой, Москва, 13–14 декабря 2018 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. – С. 425-429.
15. Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 14–15 апреля 2017 года / Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»; Московский государственный психолого-педагогический университет. – Москва: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2016. – 210 с. – ISBN 978-5-9900872-9-3.
16. Саменкова, А. И. Конфликтность подростков как фактор риска в межличностных отношениях со сверстниками / А. И. Саменкова // Студенческий. – 2020. – № 38-2(124). – С. 90-94.
17. Семенова, Ф. О. Социально-психологическая поддержка учащихся и психологическое сопровождение в школе - роль социально-психологической службы / Ф. О. Семенова, Р. А. Ахмедханова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции, Дербент, 27 февраля 2021 года. – Москва: ООО "Парнас", 2021. – С. 243-248.
18. Сидорчук, Т. А. Способы формирования мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ–ТРИЗ: учебное пособие для работников дошкольных учреждений: [16+] / Т. А. Сидорчук; отв. ред. И. Н. Крохина. – Москва : Галактика, 2020. – 295 с.: схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=688774/
19. Философия и психология образования // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. – 2014. – Vol. 1, No. 2(2). – P. 98-105.
20. Чердынцева, Е. В. Современные технологии воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми: учебное пособие: [16+] / Е. В. Чердынцева, О. В. Якубенко, Е. Г. Ожогова ; Омский государственный педагогический университет. – Москва: Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2022. – 140 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=688024/
21. Шалагинова, К. С. Формирование профессиональных компетенций будущих психологов образования на модуле "практическая психология в образовании" / К. С. Шалагинова, С. А. Черкасова // Совершенствование организационной и методической работы университета для повышения качества подготовки по программам высшего образования : материалы XLIV учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 11–12 апреля 2017 года. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2017. – С. 368-371.
22. Юшкова, М. А. Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения / М. А. Юшкова // Молодой ученый. – 2022. – № 51(446). – С. 305-307.